20.02.2008

Электронная торговля и НДС по-украински (часть 2, не последняя)

Категория: Электронная коммерция

Ниже указаны рассматриваемые во второй части статьи вопросы:
- соотношение норм законодательства об упрощенной системе налогообложения и общей системы налогообложения в контексте права плательщика единого налога продавать товары (услуги) с использованием ГКС или ЛКС без регистрации плательщиком НДС;
- возможные негативные последствия для лица, в т.ч. не предпринимателя, при проведении им продажи товаров (услуг) с любым использованием ГКС или ЛКС и в случае отсутствия у лица регистрации плательщиком НДС;
- каким образом налоговый орган может доказать факт нарушения лицом законодательства о НДС, а именно осуществление лицом продаж с использованием ГКС или ЛКС при отсутствии регистрации лица в качестве плательщика НДС и, таким образом, уклонение лица от налогообложения.

1. В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. №  727/98 (с изменениями), субъект малого предпринимательства, который уплачивает единый налог, не является плательщиком, в частности, НДС, кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов единым налогом по ставке 6 процентов.
Поэтому, если плательщик единого налога (кроме единщика-юридического лица, избравшего ставку единого налога 6% и единщика-физического лица, добровольно зарегистрировавшегося плательщиком НДС) не превышает показателей по объему выручки за год и численности нанятых работников, установленных статьей (пунктом) 1 названного Указа, он не обязан регистрироваться плательщиком НДС, и на него не распространяется действие закона о НДС независимо от того, используется им при реализации товаров (услуг) Интернет, в т.ч. ГКС, или ЛКС, или не используется.
Государственная налоговая администрация Украины в своем письме № 12710/7/16-1517 от 06.07.2006 г. разделяет правильность изложенной выше позиции.

2. Рассмотрим вопрос о налоговых последствиях для продавца, который применяет ГКС или ЛКС, не являясь плательщиком НДС и единого налога.
Если продавец-физическое лицо не зарегистрирован как предприниматель, то ему может быть доначислен налог на доходы физических лиц. Что касается предъявления к продавцу налоговым органом претензий в части уплаты НДС, то сделать это на законных основаниях налоговый орган может независимо от того, является продавец субъектом хозяйственной деятельности или нет. Но в данном случае ситуация может развиваться по-разному. Если налоговый орган сможет доказать и факт поставки лицом товаров (услуг), и применение лицом при этом ГКС или ЛКС, тогда НДС и штрафные санкции по нему будут начислены независимо от объема поставок, произведенных таким лицом (см. упомянутый в первой части статьи подпункт 2.3.3 пункта 2.3 статьи 2 закона о НДС). Если же налоговый орган сможет доказать лишь факт поставки лицом товаров (услуг), то НДС и санкции по нему будут начислены лицу только в случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке лицом товаров (услуг) в течение последних 12 календарных месяцев превысила 300000 грн. Такой вывод основан на следующих законодательных нормах:
- подпункт 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 закона о НДС: лицо подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), в т.ч. с использованием ЛКС или ГКС, которые подлежат налогообложению в соответствии с законом о НДС, начисленная (уплаченная, предоставленная) такому лицу или в счет обязательств третьим лицам, в течение последних 12 календарных месяцев в совокупности превышает 300000 гривен (без учета НДС),
- пункты 9.3 и 9.4 статьи 9 закона о НДС: лица, подпадающие под определение пункта 2.3 статьи 2 закона (примечание: пункт 2.3 – случаи обязательной регистрации лица плательщиком НДС), обязаны зарегистрироваться как плательщики НДС в налоговом органе по их местонахождению (месту жительства). Если объем налогооблагаемых операций лица в течение отчетного налогового периода превышает сумму 300000 грн. не  более чем в два раза, такое лицо обязано направить налоговому органу заявление о регистрации в течение 20 календарных дней, следующим за таким отчетным налоговым периодом. Если лицо заключает одну или несколько гражданско-правовых сделок (договоров), вследствие чего планируется проведение налогооблагаемых операций, объем которых будет превышать в течение отчетного налогового периода сумму 300000 грн. в два или больше раз, то такое лицо обязано зарегистрироваться плательщиком НДС до конца такого отчетного налогового периода. Лицо, которое не направляет такое заявление в таких случаях и в такие сроки, несет ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС без права начисления налогового кредита и получение бюджетного возмещения НДС,
- подпункт 17.1.3 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (закон 2181) гласит, что продавцу грозит, как минимум, штраф в размере 10% от суммы недоплаты за каждый из налоговых периодов.

3. Каким образом налоговый орган может доказывать факт использования ГКС или ЛКС при поставке товаров (услуг) лицом, незарегистрированным плательщиком НДС.
Учитываю практическую важность данного вопроса, представляется обоснованным изложение лишь теоретической части ответа на него.
Поскольку речь идет о процессе доказывания и доказательствах, вполне разумно будет согласиться, что эти вопросы являются значимыми и актуальными только в одном случае, а именно в случае судебного спора с налоговым органом. Без особенных отступлений можно предполагать, что соответствующий судебный спор будет являться делом административной юрисдикции, подлежащим рассмотрении в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. (с изменениями и дополнениями). Глава 6 этого кодекса называется «Доказательства».
Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, которыми обосновываются требования и возражения участвующих в деле лиц, и других обстоятельств, которые имеют значение для правильного решения дела. Указанные данные устанавливаются судом на основании 1) пояснений сторон, 2) пояснений третьих лиц и их представителей, 3) показаний свидетелей, 4) письменных доказательств, 5) вещественных доказательств, 6) заключений экспертов (статья 69 Кодекса).
Чтобы выступать таковыми, доказательства должны быть надлежащими, т.е. они должны содержать информацию по предмету доказывания.
Что важно: если лицо обратилось с административным иском к налоговому органу, а последний против иска возражает, именно налоговый орган обязан доказать правомерность своего решения или действия (статья 71 кодекса).
Письменные доказательства – это документы, в т.ч. электронные, акты, письма, телеграммы, любые другие письменные записи, которые содержат в себе сведения об обстоятельствах, которые имеют значение для дела (статья 79 кодекса).
Вещественные доказательства – это предметы материального мира, содержащие информацию об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Ими являются также соответствующие магнитные, электронные и другие носители информацию, содержащие аудиовизуальную информацию (статья 80 кодекса).


Продолжение следует.